Изменения, внесенные в закон о коллекторах 2019 года, регулируют права должников и взыскателей долгов. Права коллекторов по новому закону 2019 урезали – теперь количество встреч с должником и звонков ему ограничены, а за любые противоправные действия будут привлекать к ответственности
Федеральный Закон №230
Деятельность коллекторских фирм характеризуется негативными мерами воздействия: угрозы должнику, его близким, коллегам по работе, вмешательство в личную жизнь.
Новый закон о коллекторской деятельности урегулировал права взыскателей долга и установил четкий перечень прав должников. Принят новый нормативно-правовой акт в 2016 году и регулировать взыскание долга можно только через него
Деятельность коллекторов по новому ФЗ №230: что можно, а что нельзя?
Если ранее коллекторы могли звонить, писать и приходить в любое время, то теперь такие действия считаются нарушением закона. Коллектору запрещено:
- применять физическое воздействие на должника;
- вводить его в заблуждение;
- применять негативное моральное воздействие, угрожать;
- портить имущество должника;
- распространять личные сведения о должнике третьим лицам;
- унижать честь и достоинство должника;
- завышать размер долга, устанавливать дополнительные санкции за просрочку.
Коллекторы не имеют права обращаться к должнику, если в договоре с банком не было такого условия изначально.
То есть, если при подписании кредитного договора с банком, в нем не было пункта о том, что при неуплате возможно привлечение коллекторской фирмы, коллекторы не имеют права предъявлять какие-либо претензии к гражданину. При этом, если коллекторы обращаются за взысканием долга, гражданин может обращаться в суд с иском о нарушении кредитного договора.
Согласно ФЗ №230 коллектор может:
- направлять почтовые извещения по месту жительства должника;
- проводить с ним личные встречи, телефонные разговоры;
- отправлять текстовые и голосовые сообщения, но без нарушения законодательства. То есть без угроз, оскорблений и так далее.
Относительно звонков и встреч теперь есть ограничения, обращаться к должникам коллектор может:
- в будни с 8 утра до 10 вечера;
- в выходные и праздничные дни с 9 утра и до 8 вечера;
- звонить не больше 2 раз в сутки, но не более 4 раз в неделю и не больше 16 раз в месяц;
- встречаться или приходить по месту жительства не более 2 раза в неделю и не больше 8 раз в месяц.
Категорически запрещено звонить следующим категориям лиц:
- беременным женщинам и тем, у кого ребенок возрастом до 1,5 лет;
- гражданам, находящимся на лечении в стационаре или проходящим реабилитацию;
- инвалидам 1 группы.
Звонить поручителю, коллегам по работе, родственникам и прочим третьим лицам коллекторы не имеют права
Подают ли коллекторы в суд?
Коллекторы могут обратиться в суд, если должник не решает финансовый вопрос. Однако, нужно обратить внимание на следующее:
- в суд могут обратиться только те компании, которые прошли аккредитацию;
- отвечать должник будет все же перед банком, а не коллекторской фирмой, так как последние в таком случае выступают только подрядчиком банка – они представляют услугу по работе с должником;
- у кредитного документа есть срок исковой давности – 3 года, если он прошел, то обращаться в суд коллекторы не имеют права.
Поэтому, любые угрозы со стороны коллекторов об обращении в суд не имеют правового основания
Можно ли подать в суд на коллектора?
Гражданин, чьи права нарушают коллекторы, имеет право обратиться не только в суд с соответствующим иском, но и в такие инстанции:
- полиция;
- прокуратура;
- жалоба в Роспотребнадзор.
При обращении в суд, кроме самого иска, нужно приложить документы, которые подтверждают неправомерное поведение коллекторов. Это может быть:
- аудиозапись разговора;
- видеозапись;
- фотографии;
- скриншоты переписки;
- письма с почты (в том числе и электронной);
- свидетельские показания.
В самом иске нужно описать причину обращения в суд, свою позицию относительно имеющегося долга, предпринятые меры досудебного урегулирования вопроса
Что делать, если звонят коллекторы по чужому долгу?
Причин может быть несколько:
- ошиблись номером;
- вы были поручителем по кредиту;
- ваш номер, как контактный, указал тот, кто брал кредит;
- номер ранее принадлежал должнику.
В такой ситуации можно предпринять следующее:
- объяснить коллекторам, что они ошиблись номером;
- выяснить откуда они взяли ваш контакт, в каком банке числится долг;
- обратитесь в банк для прояснения ситуации.
Если эти способы не дали должного результата, можно обращаться в полицию, так как действия коллекторов неправомерны